Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Кленский Димитрий: Уязвимость «эстонской» правды

Автор: Кленский Димитрий, независимый журналист

После демонтажа в Нарве советского танка-памятника и объявления правительством войны с «красными» памятниками по всей Эстонии эстонизаторы, запевшие задним числом о необходимости разговора по душам ради граждансакого мира, изложили свою, «эстонскую» правду.

Она сводится к следующему: Красная Армия не освобождала Эстонию в 1944 году от немецких оккупантов, а сама захватила её, причём повторно (рерый раз – до Великой Отечественной войны 1941-1945), что привело к советской оккупации до 1991 года

Здравомыслящему русскому/русскоязычному жителю, даже полностью смирившемуся с «эстонской» правдой и принимающему её формально безоговорочно ради демонстрации лояльности, тем не менее трудно понять до конца её логику, минимум по трём позициям.

Первая

Расправа с «красными памятниками» сопровождается благосклонностью к сохранению памяти и памятников эстонцам,  воевавшим на стороне Гитлера, либо в составе охранных немецких батальонов (читай: карательных, свирепствовавших и за пределами Эстонии против мирного населения), либо 20-й дивизии Ваффен СС (Эстонской), ожесточённо воевавшей с Красной Армией под Нарвой на возвышенности Синимяе и в верховьях реки Вяйке-Эмайыги. Президент ЭР Алар Карис призвал расширить экспозицию местного музея в волости Вайвара, рассказывающего о том, как эстонцы в составе 20-й дивизии Ваффен СС (Эстонская) воевали с наступавшей Красной Армией.

Или в центре Эстонии в Лаупаской сельской школе установлен бюст земляку – унтершарфюреру СС, кавалеру высшего гитлеровского военного ордена «Рыцарского креста» Харальду Нугисексу. Нынешний министр иностранных дел Урмас Рейнсалу в свое время назвал эсэсовца «легендарным эстонским военным», а директор школы Каарел Алуоя уверен, что память о Нугисексе способствует патриотизму учащихся, готовность учащихся отражать агрессию.

Такие эстонцы приравнены к героям гражданской войны, в эстонской историографии называемой Освободительной (1918-1920), их чтят представители высшей власти на торжественных мероприятиях, проводятся и военно-спортивные игры, например, посвященные работавшим под эгидой Абвера разведывательно-диверсионным группам «Эрна», нападавшими на отступавшие в 1941 году части Красной Армии. Не раз Эстония воздерживалась в ООН, когда там подавляющим большинством принимались резолюции, осуждающие героизацию нацизма. 

То есть, как ни крути, мифологизированная «эстонская правда» открыто занимает сторону тех, кого одолела Красная Армия, тех, кто противостоял и войскам стран-союзников антигитлеровской коалиции. То есть, сегодняшний Таллин вольно-невольно берёт сторону Германии Гитлера. Который, между тем, планировал…  переселиь эстонцев на Крайний Север. И отсюда скепсис в отношении того, что  эстонцы считали своё участие в войне на стороне немцев борьбой за независимость. Да, они воевали против  «оккупанта» – Красной Армии, но воду-то лили на мельницу немцев, кстати, вот уж во всех смыслах оккупантов. 

Вторая

Власти Эстонии проводят огромную работу по сохранению памяти о «жертвах коммунизма», в Таллине в память о 22 тысячх из них создан впечатляющий мемориальный комплекс, имена которых выгравированы на стене из черного мрамора. Сооружается и музей «жертв оккупации» на базе бывшей царской морской крепости на берегу Таллинского залива, заявлено о превращение его в международный антикоммунистический центр.

В своё время спикер эстонского парламента Хенн Пыллуаас сказал: у Мемориала жертвам коммунизма: «Мы склоняем головы в память о тех, кто погиб в результате коммунистических репрессий или пал в борьбе во имя нашей Родины, народа и будущего Эстонии… Маленькая Эстония с миллионным населением потеряла практически каждого пятого человека. Насилие не обошло стороной ни одну семью… Если эти преступления оправдываются и в них не раскаиваются, то невозможно и прощение».

И при этом – ни слова о жертвах немецкой оккупации (1941-1944 годы), когда по данным эстонского историка Меэлиса Марипуу за этот период в Эстонии было убито около 30 тысяч мирных людей, причём большинство из них – руками эстонцев-пособников нацистов. Только самих эстонцев эстонцами было убито около 7000 человек, среди них новоземльцы, бедняки получившие решением советской власти земельные участки за счёт кулаков, а также известные в народе спортсмены (чемпионы и призёры первенств мира и Европы) только за то, что они приняли советскую власть.

Но где такая же стена, как посвящённая жертвам коммунизма, но с выгравированными на белом мраморе именами жертв нацизма, конкретнее – эстонцев, пособников нацистов?

«Эстонская» правда, воспевающая воевавших на стороне Гитлера эстонцев, как национальных героев, сознательно замалчивает то обстоятельство, что у этих героев руки по локоть в крови, на их счету тысячи и тысячи убитых мирных жителей и далеко не только русских и не только на территории Эстонии. Правда, это как раз «можно понять»: не могут же отстаивающие чистоту русофобской «эстонской» правды открыто признавать эстонцев, причастных к военным преступлениям, достойными подражания или национальными героями во Второй мировой войне.

Третья

Или почему Президент ЭР, ратуя за расширения музея в волости Вайвара, посвящённого памяти эстонских эсэсовцев, не допускает даже мысли о создании музея воевавшим против них бойцов Эстонского стрелкового корпуса Красной Аармии, а это – более 25 тысяч эстонцев?

Последние сегодня стали чуть ли не белым пятном в эстонской истории. Кстати, замалчивание в Эстонии роли «красных» эстонцев в той войне подтверждает ещё один прокол «эстонской» правды: русофобы в наше время (в том числе и Президент ЭР Алар Карис в своей речи в годовщину восстановления независимости Эстонии) декларируют свою «эстонскую» правду, как видим, с двойным дном, от имени ВСЕХ эстонцев, ВСЕГО народа.       

Это можно объяснить игрой в одни ворота – бесстыдным и тотальным замалчиванием собственного неприглядного прошлого, а также признанием воевавших на стороне Красной Армии, среди которых было много жителей самой Эстонии, «советскими оккупантами», то есть оккупировавшими… свою же родину.

Далее,  отрицается причастность эстонцев к Холокосту, хотя её территория была единственной из оккупированных немцами, которая была полностью зачищена от евреев (Judenfrei) и к чему добровольно прилагали руки и эстонские добровольцы, на что указывают донесения немцев в Берлин.    

Благодаря «пропалыванию» истории Эстонии забыты имена тех, кто массово убивал мирных жителей. Это –  Ялмар Мяэ, Айн Мере, Юлиус Эннок, Александр Лаак, Эрвин Викс, Ральф Герретс, Карл Линнас, Михаил Горшков, Гарри Мяннил, Яан Вийк… У того, кто заглянет в Википедию, от ужаса их деяний волосы дыбом встанут.

К слову, против экстрадиции из США в СССР Карла Линнаса в течение 8 лет выступала и вернувшаяся из эмиграции в Эстонию, ставшая депутатом Рийгикогу и Европарламента Мари-Анн Келам (тогда Мари-Анн Риккен, в девичестве – Доценко). То есть она, сегодняшний эстонский политик, выгораживала офицера СС и коменданта концлагеря, на счету которого около только документально установленных 3,5 тысяч убитых мирных жителей. Итак, круг замкнулся: quod erat demonstrandum.

В результате эстонцы нового поколения остаются в неведении об этой, замалчиваемой части «эстонской» правды. Это неслучайно, так как облегчает манипуляцию людьми, настраивать против друг друга эстонцев и русских. Это и ограничение свободы слова, что также позволяет говорить от имени согласных с властью (остальные не в счёт), то есть как бы ВСЕХ, поскольку они «ЕДИНОГЛАСНО» выражают «одобрямс» официальной госполитике против россиян и РФ. Помимо этого такая сепарация  электората упрощает межпартийную борьбу, взваливание вины на Россию за растущие тяготы разрастающегося финансово-экономического кризиса, а также исполнение заказа Запада на создание тотального напряжения и на эстонском участке всей, граничащей с русофобскими соседями сухопутной границы РФ. 

Таллин, 1-3 сентября 2022

 

Поделиться

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий